Тамань - 2010

Моему Капитану от Штурмана с любовью.
Ты один способен подтвердить,
что каждое слово здесь – правда.

Мягкий шелковый песок струится между моих пальцев, волосы треплет тёплый ветер, шелестит тихий прибой, я лежу на моём любимом пляже у плоских камней. Всё это убаюкивает, но заснуть не удается, что-то беспокоит меня. Открываю глаза, взгляд упирается в очертания огромного дремлющего глиняного верблюда на морском побережье - это мыс Тузла. Тысячи веков охраняет Верблюд таманские берега, много повидал он на своем веку - греческие суда, доверху нагруженные хрупкими амфорами с таманским вином проплывали мимо, мчались по его горбам на своих степных скакунах таманские амазонки, первые христиане причалили именно к этим берегам больше тысячи лет назад, бушевало здесь пламя сражений осенью 43 года… Все помнит Верблюд, которого теперь называют люди мысом Тузла.
Но что-то не так в этой привычной картинке. Справа от Верблюда, высоко-высоко до самых горбов поднялось темно-синее море и устремилось к нашему пляжу. Цунами! Это – цунами! На берегу нас только четверо, не успеть нам взобраться на отвесный глиняный склон! Остается надеяться только на собственные силы, хватаемся крепко-крепко за руки, ледяная вода, бурля, захлестывает и крутит нас…
Я просыпаюсь, задыхаясь в холодном поту. О, Господи, как реален был этот сон!
За окном свистит обжигающий ледяной ветер, опять минус 35 в Челябинске. Зима в этом году просто совсем сошла с ума. 30-градусные морозы упали на город 6 ноября и держались, не отпуская ни на один день до конца марта. Как же уже хочется тепла!
Дурацкий сон не дает мне покоя. Да ну, ерунда какая, не бывает в Тамани ни ураганов, ни смерчей, ни тем более уж цунами! Но настырный характер заставляет меня снова и снова прокручивать сон, продумывая пути спасения. Кто его знает, давайте-ка спросим всемогущий Интернет.
Спит за моим окном промороженный город, спят и все домашние. «Цунами на Таманском полуострове» - мягко шлепают клавиши клавиатуры. Перебираю выпавшие ссылки, удивительно, но оказывается, один раз в 70 лет бывают здесь страшные трагические нагонные волны, схожие с цунами. Последнее было на побережье Азовского моря Таманского полуострова в районе поселков За Родину и Пересыпь в 1969 году, читаю рассказы очевидцев, смыты морем 3 станицы, тысячи погибших... Все! Больше ничего искать не буду, а то страшно становится.
Все когда-то происходит с нами впервые, коварный или счастливый случай, врываясь в нашу жизнь как ураган, меняет наше представление о жизни и о самих себе. Благодаря случаю попали мы в далеком 2003 году в Тамань и прониклись особым духом, пропитавшим весь полуостров. Сразу и навсегда распахнула нам свое сердце древняя Гермонаса-Таматарха-Тьмутаракань, не покидает меня ощущение, что тысячи и тысячи лет подряд жили здесь, сменяя друг друга 30 поколений моих предков. Мы с тобой одной крови земля Таманская. Манят меня здешние холмы и сухие степи, несмотря на отсутствие экзотики, зелени и величавых красот такого близкого Кавказа. Много веселых приключений было пережито нами здесь за 8 летних сезонов, наступает наше девятое таманское лето. Истоптаны-исхожены все пути-дороги, петляющие по таманским склонам, все достопримечательности нам хорошо знакомы, но все равно каждый сезон приносит нам новые и новые открытия. Что ждет нас в Тамани этим летом?

Глава 1

Приключения начинаются

На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.

Н.Гумилев

Позади бесконечная зима, третий месяц уже мы задыхаемся от испепеляюще-жаркого лета. Высохла и побелела вся трава, нет прохлады в уральских лесах, пересыхают постепенно наши озера. Опять в мозгу крутиться «В Тамань – в Тамань – в Тамань!», скорее бы отпуск.
Позади последний рабочий день, все дела на работе доделаны, закрыты, но расслабляться нельзя! Мобилизуем последние силы и перетаскиваем в машину пол квартиры. В первые минуты как всегда кажется, что в нашего Мурзика столько не запихнуть, но мы с упорством муравьев «фаршируем» его тряпками-кастрюльками-железячками. И вот поверх всех вещей, сумки-холодильника, двух палаток (маленькую взяли в качестве кладовки) и прочего домашнего скарба поперек багажника Марат мостит свой спиннинг, быстрый хлопок крышки багажника (пока ничего не вывалилось). У-ффф! Готовы!
22-00, по постелям – СПАААТЬ!!!!

10 июля 2010 года – день первый, утро, 4.00

Ненавистный звук будильника заставляет оторвать голову от подушки. О, господи, да не хочу я никуда ехать, дайте мне спокойно выспаться. Но все же авантюризм оказался сильнее лени, поднимаем паруса, ловим попутный ветер и летим вперед.

Позади первые 10 километров пути, все тревоги, заботы и проблемы вылетели из головы, сорваны маски, которые мы носим в городе, горячий ветер содрал с нас и лишнюю мишуру обязательств и долгов. Счастье! Мы снова молоды и счастливы и весь мир у наших ног! Мирно спят на заднем сидении 2 взрослых дочки и рыжий хитрый наглый пес, который улегся сверху детей, перевернулся кверху пузом и млеет в прохладе кондиционера с мыслями «Любите меня – любите!».

Мелькают за окном прожаренные поля и луга, в наших горах тоже нет привычной зелени и прохлады, склоны и перелески бело-желтого цвета, трава пересохла. С надеждой ждем Башкирию, где глаза всегда отдыхают и сердце радуется от сказочной мягкой красоты зеленых холмов, чистоты и порядка деревень. Очень люблю именно этот отрезок нашей дороги, особенно на обратном пути после выжженных поволжских степей. Но не тут то было, за окнами 2010 горячий знойный год, в Башкирии та же беда что и у нас – засуха, да пострашнее нашей будет. Стоят пожелтевшие тополя, ветра нет, и листья медленно падают на землю с сухим звонким щелканьем. Остановились в тенечке перекусить, открыли машину и выпали из прохлады кондиционера как караси на раскаленную сковородку. Ш-ш-ш-ш… зашипели наши тела и мозги, аппетит пропал, берем бутерброды и помидоры в салон, обедаем в прохладе кондиционера.

Что ж, может Татарстан нас порадует дождиком? Проехали Октябрьское, за бортом по прежнему 30-градусная жара, на озерцах в Октябрьском несмотря на жару и субботу народа нет, видимо сил у народа не осталось плескаться в теплой воде в жару, все попрятались в тенечек. Самарская область, Саратовская, жара все сильнее и сильнее, катимся-катимся все ближе и ближе к морю. Гаишники нас не замечают, правила мы не нарушаем. Позади 1270 км., средняя скорость 70 км. в час, расход бензина 6.8 л. , штрафов 0.

22.00. Остановка на ночлег в придорожной гостинице неподалеку от Маркса. Ужин, спать!

11 июля – день второй, утро 3-00

Опять ненавистный трезвон будильника, подскакиваем и стартуем через 15 минут. Спешим проехать по утренней прохладе как можно дальше, пока дети и пёс дрыхнут и ни о чем не просят. Саратовская, Волгоградская область, за бортом по-прежнему жара, гаишникам до нас по-прежнему нет дела. Мы слегка расслабились, слушаем музыку, жуем бутерброды, едем-едем-едем.
Картинка за окном постепенно меняется, позеленели степи, шелестит пшеница в полях. Выскакиваем на М4 «Дон», машин не очень много – вечер воскресенья, может быть поэтому в сторону моря небольшой поток машин. Пробок нет, идем в общем потоке со скоростью 110 км. час Вот и красавец Дон, сколько же рыбы в этих водах! Манит нас донская водичка, но по радио звучит песня Кортнева «График, у меня есть график», что поделаешь – у нас тоже график, извини Дон – нас ждет море.

Последние 30 километров по М4 ДОН - проехали Кущёвскую, поворачиваем на Ейск. Еще немного и мы на месте, время 23.00 вот мы и прибыли на Должанку. Здесь мы впервые.

Глава 1. Тортуга - Касабага

12 июля – день третий.

За окнами непроглядная южная ночь, запах моря врывается в открытые окна машины, включаем внутренний автопилот и идем на запах, в полной темноте докатываем до какого то кемпинга.

О-о-о, приключения начинаются, кемпинг называется Тортуга, чувствуем себя героями «Пиратов Карибского моря», сил искать что-то особенное не остается – Тортуга, так Тортуга – опускаем наши паруса, швартуемся, бросаем якорь, спать.

Азовское море или Таганрогский залив - нам пока все равно – упасть и спать. Нет сил и на то, чтобы поставить нашу огромную кемпинговую палатку, ставим крошечную китайскую “раскривушку” - одно движение, полторы секунды, щелк и палатка раскрылась. Пять минут - надут матрас, еще пять – и дети с Маратом спят в палатке, а я с пёской в машине.

Проснулась от того, что ко мне в машину быстро-быстро полезли один за другим мокрые Ира-Наташа-Марат с подушками-покрывалами, на улице ливень, досыпаем сидя в машине. Утро нашего первого «морского» дня оказалось серым и хмурым, что нас совершенно не напугало, даже хорошо немножко отдохнуть в прохладе после нашей иссушающей жары. Палатка промокла, внутри на матрасе стоит лужа воды. Да и ладно – больше нам она на отдыхе не понадобится – у нас же с собой новая 6-местная удобная и надёжная палатка, которую нам так расхваливали в челябинском «Мире приключений»! По крайней мере, в тот момент мы думали именно так….
Походили, побродили по берегу, пляж неплохой – широкая полоса ракушечника, но море штормит и какое-то грязное. Все побережье оказалось занято кемпингами, которые примыкали один к другому и тянулись бесконечной полосой. Вдоль этой полосы идет пыльная дорога, к вечеру напоминающая автопарковку – столько машин здесь бросают купающиеся люди.
Практически во всех кемпингах установлены толстые деревянные столбы для навесов, в кемпингах подороже эти навесы уже с готовыми крышами и под ними есть скамьи-столы, можно взять в аренду даже юрту. В нашем кемпинге народу совсем немного – с десяток машин. Напротив виден корпус заброшенного недостроенного огромного гостиничного комплекса, чувствуется сильное запустение и в кемпингах, и в станице, не то чтобы разруха, но порядка нет. Умом понимаю, нет людям смысла вкладывать деньги, сезон то 2 месяца от силы, но все равно бурчу что-то недовольно.

Марат тоже бурчит недовольно, что здесь рыбы нет… Он ждет Черное море и возможности поплавать с маской и подводным ружьем.

Ладно, выясним, что это за Должанка такая. Станица оказалась обычным захолустным поселком. В центре крошечный рыночек, штук 5-6 магазинов, да автостанция. Не нашли там даже какой-нибудь центральной площади или сквера-парка, вообще хоть чего-то напоминающего прогулочную зону. Тамань на этом фоне смотрится как истинный курорт, хотя тоже захолустье еще то! Стоит станица не на самом побережье, а в паре километров от моря, туристы здесь в основном на своих машинах, но попадаются на дороге от станицы к морю и пешие «мученики». Хваленый должанский лес больше похож на обычные посадки вдоль трассы, гулять по нему совершенно не захотелось. Нам хорошо знакомы Бугазская коса и Тузла – узкие полоски суши посреди воды, издалека видно как коса убегает в море. Коса Долгая на них совсем не похожа, сразу за станицей не видно моря, какие то болота и болотца, пыльная дорога идет сквозь корявые тополя, петляет дальше по огромным поросшим бурьяном полям. Повороты и ответвления ведут к базам, лагерям и кемпингам, свободной от коммерческого постоя территории нет, кругом машины-машины-машины. Не понравилось мне там, но у нас запланирован еще Ейск, океанариум, дельфинарий, аквапарк, парк Поддубного.

Едем в Ейск, узкие зеленые улочки, одноэтажные дома из старинного кирпича создают ощущение, что мы в дореволюционной России. Городок милый, жаль, что море здесь по колено. Дети ушли в океанариум, а мы с Маратом и псом – гулять по набережной.

Набережная напомнила нам Тамань, такой же высокий поросший травой склон, под которым и растянулся пляж. Сам пляж очень длинный и достаточно широкий, народу на нем мало, намного меньше, чем в Тамани, но вот только народ стоит в воде по колено и около берега и за 100 метров от него. Увидели надпись «Вход с собаками запрещен», прочитали пёске, пёска возмущен! У нас еще запланирован аквапарк, стоит он здесь недорого 450 р. с человека, очень хочется сходить, но собака сильно ограничивает наши культурные возможности, придется отправлять одних детей, но это уже на обратном пути.

Вот чем еще хорош отдых в автокемпингах, экономия значительная и можно позволить себе гораздо больше развлечений! Дети привыкли к спартанской жизни и с целью экономии продолжают отказываться от развлечений, «Вы что – это ж 900 р просто так потратить», разъяснили детям их права этого года, дети довольны, готовы жить в палатке дальше. Мы довольны, что не жадничаем. Пёс доволен, что все довольны и дадут каждый на радостях по сосиске или по две.

Океанариум детям понравился, но экскурсия в общей сложности заняла всего минут 30, сначала показали в зале на экране 2 фильма общеразвивающих, потом они побродили самостоятельно вдоль не очень больших аквариумов. Акулы, скаты, пираньи, крокодилы… Все сильнее и сильнее ощущаем в воздухе запахи пиратской Тортуги и Карибского моря.

Решили после океанариума вернуться и переночевать на Должанке, а утром двинуть на Тузлу в Тамань. Мудрый Интернет предупреждал, что на Должанке в лесной её части есть клещи. Клещей мы очень боимся, дома они нам надоели. Мы и прививки делаем регулярно, и застраховались дорого - с действием страховки по всей стране, и пса обрабатываем регулярно отечественным достаточно эффективным препаратом «Дана», но – береженого бог бережет. Марат в курсе про клещей на Должанке, ругается, не хочет туда, дети пока не в курсе.

Решаем кемпинг поменять, едем до знаменитого Серфприюта на самый конец косы, где соединяется Азовское море и Таганрогский залив. По глади залива скользят полтора десятка серфингистов, хлопают на ветру яркие паруса. Петляем по берегу залива и выскакиваем к кемпингу, который как мне кажется не в лесу совершенно точно - вдалеке видны лишь 2-3 скрюченных деревца. Решаю, раз не лес – клещей нет, платим 150 рупий с машины, читаем название кемпинга: опять о-о-о-!!! «Casabaga», все больше и больше чувствуем себя пиратами, швартуемся, бросаем якорь, опускаем паруса.

Пляж шикарный, народу нет. Кемпинг видимо, открыт только этим летом, довольно симпатично и крошечный магазинчик даже есть. На берегу несколько рыбаков-любителей сидят с удочками, медитируют, не видно, чтобы у них клевало… И здесь рыбы нет…

Что ж мы уже отдохнули, сил много. Наконец то достаем своего 6-местного монстра 2-метровой высоты, ставим быстро, ветра нет, перекладываем в палатку вещи, купаемся, довольны и счастливы.

Вокруг травы как таковой нет – песок и 2-3 реденьких травинки, тем не менее, из туалета возвращается Ира – по ноге ползет клещ. Следующий посетитель туалета – еще один клещ. И так без конца, с пса тоже снимаем и снимаем полудохлых гадов - 2 -3- 8… да кончатся они уже или нет!

Что ж делать, за кемпинг заплачено, вечер, палатку уже поставили, будем терпеть и без конца осматриваться. У нас дома фобия на клещей, поэтому моё семейство зыркает на меня как на врага народа. Я им говорю, да знала я про клещей, знала, но здесь же не лес. .. Ох и прочистили они мне мозги! Надулась, сижу, бурчу….

Поднимаю голову! Ох! Боже-боже! Клещи полбеды – идет на нас с моря страшнючая-престрашнючая туча, из середины вниз к морю вытянулся хобот смерча, который засасывает воду. Видимость прекрасная, в том месте, где смерч воду засасывает, видно, как вода распыляется в стороны. Сидим, боимся, но пока еще не знаем, что все наши приключения впереди, а смерч – просто нам последнее китайское предупреждение, чтобы сильно то не расслаблялись, а были в тонусе.

Смерч прошел мимо, счет по клещам продолжает прибывать, скажу сразу – в итоге собрали мы 18 штук за один вечер. Ночью опять начался ливень, но новая большая палатка нас от него надёжно укрыла, все сладко выспались. Утром унесли на рассвете ноги с этой Casabagi, как будто за нами гнались все пираты Карибского моря.

Вот и позади все приключения, теперь будем тихо и мирно спать-купаться-загорать. Не тут то было, наши приключения еще и не начинались!

Глава 2.  Не верьте пиратским картам

13 июля – день четвертый

Манят нас неизведанные земли, гонит нас любопытство за новыми открытиями. Прочитали легенду, которая гласит, что много лет назад во время одного из своих походов крымский хан, остановившись на отдых у берегов озера и искупавшись в нем, почувствовал себя бодрым, здоровым и молодым. Изумившись живительной силе воды, он основал на берегу крепость, построил дворец и принимал в озере илистые ванны. Наверное, поэтому озеро стало называться Ханским, или Татарским. На карте автомобильных дорог озеро очень большое, между озером и морем обозначена жирная желтая дорога, такая же основательная, как между Ейском и Должанкой. Были у меня мысли посмотреть еще, что это за Ясенская переправа, расположенная на песчаной пересыпи, разделяющей Ханское озеро и Бейсугский лиман Азовского моря. В мыслях у меня сказочные места – намажемся тепленькой волшебной грязью, очаровавшей крымского хана, у моря поставим в райском местечке палатку, накупаемся в теплом и тихом Азове…Едем!
Не все так просто в нашем царстве-государстве… Доехали до поселка Шиловка через сонные станицы, выскочили к Азовскому морю, вернее на залив. Автомобильная дорога идет прямо по берегу моря, между искривленными деревьями то тут, то там маленькие песчаные пляжики, купаются люди. В принципе неплохо, но на море шторм, вода грязная, едем дальше к поселку Ясенская переправа. Проехали сквозь поселок, и тут дорога кончилась, и началась жуткая белая песчаная гребенка. Скорость 5 км/час, едем, зубы у всех на гребенке стучат, кастрюля в багажнике тоскливо позвякивает. Марат сильно сомневается, но я ему без конца под нос подсовываю карту в атласе автомобильных дорог, ты же сам эту дорогу выбрал, едь-едь давай, не сумневайся, дорогой. Сама потихоньку залезла в бардачок, пошукала-пошукала и вытянула втихомолку подробную карту Краснодарского края, сверилась, угу… угу… пунктирчик вместо дороги… нда…и так еще 20 км., ох побьют меня… И заканчивается этот пунктирчик какой-то ерундой. Хм-хм…. непонятно…

Пока помалкиваю, Марат через каждые 5 минут пытается повернуть обратно, штурманю: «Все в порядке, едь-едь, есть дорога». Мне все меньше и меньше верят. Никакого Ханского озера и обещанных Интернетом зарослей дикой облепихи, полное запустенье, засохшие корявые деревья и бурьян, дорога все уже и уже, хуже и хуже. Мотивирую ворчунам смысл нашего здесь присутствия: во-первых здесь удивительный растительный и животный мир, водятся даже пеликаны, во-вторых…. Договорить мне не дают: - «Эти красоты мы бы лучше дома по телевизору в какой-нибудь программе посмотрели».

И тут впереди материализовался в мареве призрак - едем мы сами себе навстречу, во всяком случае, первое впечатление было именно таким. Добрый знак - еще поможет нам мудрый “Призрак Черного Логана” в приключениях, которые ждут нас впереди, но мы про это ни сном - ни духом и к самому распоследнему китайскому предупреждению опять не прислушиваемся...

Едет нам навстречу брат-близнец нашего Мурзика - точно такой же пыльный черный Рено Логан, поравнялись, водители опустили стекла, беседуем. Семейство из Мурманска тоже ищет пресловутые лечебные грязи Ханского озера, они уже возвращаются, проехали вперед еще 2 километра – решили плюнуть. И тут женщина-пассажир высовывается из машины и говорит:

- Ой, вы с собачкой, смотрите её ни в коем случае из машины не выпускайте, мы только что волков видели. Правда, правда.

На заднем сидении дети включили сирену и заголосили, пес насторожился.

- Так, все нормально, все под контролем. «Полно, князь, душа моя, Это чудо знаю я; Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу.» Успокойтесь и не паникуйте, читала, знаю, тут не волки водятся, а шакалы, – ответила добрая мама.

Боже мой, что тут началось, машина раскачивалась и подпрыгивала от ужаса и кошмара, охватившего детей!!!... Успокоили, опять едем дальше. Уперлись в стену камыша, Марат зол на меня, но от комментариев пока воздерживается.

- Все – возвращаемся!

- Не-е-еттт, погоди, ты просто не туда свернул, я там дорожку узенькую правее прямо по кромке моря видела.

Едем по кромке, позади 15 километров гребенки, вдруг машина резко клюет носом от экстренного торможения. Стоп, все! Впереди что-то совсем уж ненормальное – пересохшее глубокое русло какой-то речушки и через него переброшены ржавые тонкие трубы, устланные ржавыми же листами тонкого железа.

Марат, скрипя зубами, бледный, молча вышел и обследовал эту конструкцию, прогулялся вперед, увидел вдалеке машину Ока и купающихся людей, молча вернулся, переполз через конструкцию. Стена камыша все выше и выше, справа Бейсугский лиман, впереди Челбасское гирло, гребенка кончилась, начались ямы-ямочки-ямищи…. Уфффф! Какая то станица, люди, асфальт! Читаем на указателе «Труд». Марат выразительно зыркнул в мою сторону, переименовываю Труд в Счастье! Слава богу! В планах еще совсем уж пустынная Камышеватская коса и Ясенская коса, попасть на которую можно через Приморско-Ахтарск, но мы уже полностью насытились безлюдными запущенными территориями, желание ехать туда пропало. Во всяком случае, я даже не предлагаю своим туристам это приключение. Едем в Тамань.

350 километров между Каневской и Таманью мы проехали за пять часов, минуя привычные и хорошо знакомые станицы и городки, вот она Тамань – поворот к дому, где всегда останавливаемся. Ох, и вредность у женщин нашего семейства, просим Марата медленно проехать мимо этого дома, внимательно рассматриваем знакомую территорию, зачем - не могу пояснить даже себе. В соседнем магазине, где продавцы нас за много лет хорошо выучили, покупаем все, что нам нужно для полного счастья, ну и дитям – мороженое.

Вперед! Тузла! Ура!

Да, чувствуется, что все наши дожди вылились здесь в июне-начале июля, море сильно прибыло, то место на Таманском заливе, где мы ночевали в прошлом году сильно притоплено. Опять достаем китайскую «раскривушку», уже темно, да и ставить большую палатку негде. Съезжать с дороги на левую сторону к Черному морю в темноте нельзя – зыбучие пески, увязнем.

Решили переночевать, а на рассвете уже осмотреться.

Опять костерок горит у моих ног и скворчит на мангале мясо из сумки-холодильника, привезенное из дома. Теплый ветерок приносит сладко-соленый запах водорослей, в черном-черном небе мириады звезд и хорошо виден Млечный путь, горят вдалеке огни кораблей, стоящих на рейде, справа тоненький-тоненький месяц висит над самой кромкой моря – новолуние.

И опять – дети и Марат в палатку, мы с псом – в машину.

Глава 3. Проверка на прочность

14 июля – день пятый.

Просыпаюсь от шума морских волн, который раздаётся со всех сторон. Спросонок первое ощущение - как в фильме «Большие гонки» - сейчас открою дверь и выпаду как профессор Фейт прямо в море из машины, которая плывет по морям - океанам на льдине. Но нет, открываю левый глаз, принюхиваюсь, знакомый запах водорослей таманского залива возвращает меня в привычный мир, открываю дверцу – под ногами хоть и суша, но два шага и я действительно лежу в прозрачнейшей как стекло, мягкой и уютной водичке таманского залива. Следом выползает из палатки ранняя пташка-Наташка и тоже млеет в море. Чуть позже оживают Ира и Марат, и вот в воде уже покачиваются 5 счастливых голов – две взрослых, две детских и одна пёсья улыбающаяся хитрая рыжая морда.

Предрассветная дымка над косой, потихоньку розовеет небо над родным Таманским заливом, обрисовывая очертания таманских холмов и склонов. Плаваем кругами и зигзагами, ныряем-оживаем, мимо на расстоянии вытянутой руки проплывают три дельфина, из стеклянной воды показывается черная округлая голова с дыркой, из которой раздается фффырк – брызги долетают до нас – медленно-медленно проскальзывает спина-хвост, опять – черная голова с дыркой - ффффырк – брызги – спина- хвост. Время - словно замерло, спокойно наблюдаем картину – бежать за камерой в машину бессмысленно, остается только запечатлеть увиденное самым надежным способом – накрепко запечатать в своей памяти и потом прокручивать долгой ледяной уральской зимой.

Марат нашел отличное место – четыре толстых зеленых столба с перекладиной на самом берегу Черного моря, народу вокруг нет, песочек мягкий. Обживаем наш лагерь, состоящий из двух палаток и огромного тента. Аккуратно складываем в большую палатку все вещи, ставим столик, мастерим стулья из мешков с песком. В маленькой палатке теперь кладовка, туда отправили весь инвентарь, посуду. Над всем этим лагерем натянули большой ярко-синий тент и привязали его к палатке и столбам крепко-накрепко…. Да, жаль, что это необдуманное решение неопытного туриста принесет нам такие разрушения... Но мы про это пока не знаем и “настроение наше улучшается!”.

Мурзик мирно дремлет рядом, мы еще не знаем, что он вот-вот отколет очередной фокус…

Перед нашим лагерем раскинулся чудный vip - пляжик из чистейшего песочка. Достаю из багажника специально купленные грабли и пытаюсь сделать пляжик просто абсолютным совершенством. Ничего у меня не получается – из под слоя песка то тут то там грабли выдергивают на поверхность кучки водорослей, Марат немного поиздевался над моими граблями, знал бы он, что их сольная партия ещё впереди и для чего они пригодятся, ни за что бы не дал мне купить их в Челябинске.

К десяти часам утра вся наша команда уже бодра и весела, кожа подрумянилась южным загаром, да и накупаться за 4 часа успели досыта. К 11 часам дня солнце поднялось высоко и начало кусать нас за плечи, прячемся под тент все пятеро, включая самый кончик рыжего пёсьего хвоста. Весь отпуск впереди, но как же не хочется заезжать в чужой дом, пропитанный чужими запахами, бедами, горестями, болезнями, чужим одиночеством. Как хочется досыта напиться свободы, счастья, наесться полной ложкой медово-соленого моря и солнца, хочется купаться в тихом-тихом теплом стеклянно-черном ночном море, встречать рассветы и не видеть в этом мире никого, кроме своих родных и близких. Мои душевные запасы и внутренние ресурсы полностью исчерпаны, «батарейки» надо срочно подзарядить, а мозг «перезагрузить», сердце всей душой жаждет робинзонады. Окончательно понимаем, что остаемся здесь в автокемпинге и не едем ни в какой замечательный комфортабельный дом.

Погода – шепчет, ветра почти нет, небо – без облачка. Наслаждаемся. Марат уплыл в море с ружьем, плавал долго, вернулся – пеленгасов нет, одни бычки.

Дельфины уплыли, потому что нет рыбы, местные рыбаки из рыболовецкой бригады имени Хвалюна тоже жалуются на это. Не похоже как-то на Тузлу…

Я плаваю и плаваю, из моря любуюсь – до чего же красивый лагерь у нас получился. Но доставать фотоаппарат и камеру лень, вот завтра и сфотографирую… Э-э-х!!!! Только в памяти нашей останется этот обустроенный лагерь, но обо всем по порядку.

По соседству прибыло и обосновалось семейство с 2 детьми из Екатеринбурга на Тойоте Камри, отец семейства, стараясь проскочить в разгар дня по раскаленным зыбучим пескам поближе к морю, перепахал все в округе. Мужской части нашего пляжа уже надоело его выталкивать. Нда-а-а, теперь нам отсюда не выбраться через его ямы. Он рыл их и колесами, и руками как ненормальный крот, где бы он не совался - увязал по самое брюхо, как ни пытались его образумить окружающие мужики на машинах, - не пройдешь, засядешь, не лезь..., упорно на своем танке прет вперед. Результат - весь берег в местах возможных съездов на дорогу – как после бомбежки.

На небе появились темные облачка, украинское радио без конца повторяет, что у них «дощщи-дощщи-дощщи». Ждем дождя со стороны Керчи, чтобы песок намок, и мы смогли после этого крота на Тойоте утрамбовать себе дорогу. В центре над нами небо ясное, а по кругу его окаймляет черно-синяя с серой бахромой полоса туч, которая потихоньку закручивается и сжимается спиралью все плотнее и плотнее над нашими головами. Но последнее китайское предупреждение смерчем на Касабаге никак на нас не повлияло, мы спокойно готовим еду на нашей плиточке и радуемся, что сейчас пойдет дождик.

Уже вечерело, было время заката, еще полчаса-час и окончательно стемнеет. Но в палатке в дождь спалось так хорошо, что мы ни о чем не беспокоились. Вдруг в этом небе что-то хлопнуло и сразу из ниоткуда как взрыв, сметающий все на своем пути рванул ураганный ветер. И тут я поняла, что мой зимний сон был вещий и вот оно – стихия рухнула на нас. Высокая палатка накренилась и устремилась всем своим массивным телом к морю. Я как стояла внутри палатки, так и осталась стоять в позе Атланта, уперев руки и голову в трещащий от натуги тент палатки, Ира точно так же держала палатку изнутри в другом месте, Наташка уцепилась за хлещущий на ветру вход, а Марат пытался удержать изогнувшиеся дуги снаружи. Мы думали – еще 5 минут, пойдет дождь и ветер немного поутихнет, но сила ветра нарастала, ладошки упертые в ткань вывернулись и затекли, страшно было - как бы не свернуть шею, потому что держала я палатку в основном все же головой.

Ураганный ветер не утихал минут 25... С этой палаткой мы уже попадали в шквалистый ветер на Урале на Аргазях, тогда мы быстро успели положить её на землю, но тут она была крепко-накрепко привязана к тенту и деревянным столбам. Эх мы, неопытные туристы!

Ураганный ветер выдувал из палатки кастрюли-салатники-кофты-штаны, полетел куда-то стол, ключ от машины тоже улетел к морю. Наташка только успевала подпрыгивать и хватать в воздухе наши пожитки. В этот момент раздался страшный хруст - сломалась дуга палатки, потом страшный треск – тент выдрал из палатки с мясом все растяжки, которыми он был привязан.

А ветер все нарастал и нарастал, все тело облепило мокрым слоем ракушечника, который больно сек свежий загар на теле, было сложно вдыхать воздух - ощущение, что лицом уперся в бетонную стену. Мы как Атланты продолжали держать небо на своих плечах, силы были на исходе, в этот момент Марату, наконец, удалось отстегнуть все крепления дуг и мы положили палатку на землю. Но под наружным серым тентом остались 2 внутренних палатки с вещами, документами, деньгами, правами, фото и видеоаппаратурой... Палатку придавили сверху тяжеленными мешками с песком, которые нам служили стульями, иначе её бы тут же унесло в море.

Помимо жестокого ветра начал больно хлестать огромными тяжелыми каплями дождь, мы решили, что сейчас по нам посыпятся огромные градины, но было уже все равно, страха не было совсем. Детей мы тоже запихнули под лежащую палатку, они там сплющились и сжались в 2 комочка, а я хватала вещи вокруг себя и пихала им под палатку. В этот момент я вдруг подняла голову и увидела, что в салоне машины сидит довольный рыжий пес и мирно за нами наблюдает из сухого тепла машины, оказалось, что Марат его затолкал туда в первые секунды урагана. Тут мы, наконец, сообразили, что и нам бы всем тоже надо сесть в машину, бросили палатку и сели мокрые, обсыпанные песком в чистенький салон. Уже получше, по крайней мере, все живы.

Тут начался отходняк, нас трясло от всего сразу - от сырости, от холода, от страха. За окном окончательно упала чернота ночи, в которой - вы мне точно не поверите - обозначилось НЛО. В черном-черном небе мы увидели светящийся объект, который хаотично скакал зигзагами и выключался, через пару минут он опять включался и опять хаотично метался зигзагами по небу. Понаблюдали за ним минут 20, посмеялись над собой. Ураганом смело все палатки на берегу, соседи сидели в машинах, кто смог выкарабкаться из песков на внедорожниках, бросив пожитки, выбрались на дорогу и спешно уезжали. Выстояла на всем побережье одна единственная старая советская брезентовая палатка.

Сосед-екатеринбуржец на своей Тойоте опять закопался по самые уши. Мы не стали даже дергаться, надо ждать, когда рассветет и выскакивать рано утром по холодному песку, да ночью и не видно где зыбучий песок, а где плотный. Постепенно страх отпустил, выбрались из машины и на сильном ветру под дождем обошли наш лагерь, оценивая потери и разрушения. Немного успокоились и потихоньку повытаскивали самые ценные вещи из внутренних палаток, тут и ветер начал стихать.

Включили мы свой светодиодный фонарь на солнечных батареях и при его свете разобрали палатку. Вещи запихали в машину, вытряхнули внутренние палатки от песка, сложили поломанные дуги, убрали разодранный внешний тент палатки. Достали из багажника проклятущие грабли (вот для чего они нам пригодились) и начали сосредоточенно прочесывать ими место нашей стоянки в поисках колышков и прочих мелких потерь. Благодаря граблям наши потери свелись к нулю. Дети тем временем включили в машине отопление и потихоньку просушивали постельное белье. Вот все и убрано, и мы сидим, закутавшись в сухие простыни в теплой машине, уже можно и посмеяться, хотя безумно жалко палатку, на которую мы возлагали такие надежды. Поспали в ней всего одну ночь на Касабаге… Оказывается, и сидя в машине вчетвером плюс пес можно сладко выспаться, после стресса мы заснули молниеносно. Напрасно мы думали, что это последнее приключение этого лета, не тут то было, все еще впереди.

15 июля – день шестой

Безоблачное утро, абсолютно пустой пляж, на котором в живых только мы и брезентовая палатка, в которой безмятежно спят истинные туристы. Искупались на рассвете, о, как прекрасен этот мир! Море спокойно, на небе ни облачка, ветра нет. Нет никакого желания бросать все здесь и заезжать “в удобства”, большой палатки больше нет, но цела наша испытанная китайская “раскривушка”. Опять всем своим существом сопротивляюсь даже мысли о том, чтобы срочно перебраться в дом и жить «оседло».

Наслаждаемся теплым морем, купаемся весь день, потихоньку приходим в себя. Одни за другими возвращаются на пляж наши вчерашние соседи, ходят по берегу и по воде, собирают улетевшие вчера вещи. Утром установился полный штиль и на Черном море, и на Таманском заливе, опять подтянулось много туристов-однодневок без палаток. Уже ничего на берегу не напоминает о ночных событиях.

Достаем свои палатки, расстилаем их на горячем песке, просушиваем и осматриваем повреждения – терпимо, все можно аккуратно зашить-починить, из 80 фиберглассовых трубок в 4 дугах сломалась только 1 палочка, но без неё палатку уже не поставить.

Подошло семейство, спрашивают:

- Вы ночью тут были? Как у вас ночь прошла?

Оказалось в автокемпинге на Соленом озере тоже всех сдуло-смыло в море, переломало палатки и тенты. На Соленое озеро мы уже 5 лет не ездили, расспрашиваем про кемпинг. 200 р. въезд с машины плюс 150 р. за палатку, душ и пресная вода – сколько хочешь бесплатно. Размышляем – не перебраться ли нам туда, тем более, что завтра пятница и на Тузлу приедет на пикник все местное население, ближайшие станицы и Ростов с Краснодаром.

Решаем переночевать на Тузле, утром заехать на целый день на тот самый из моего сна наш любимый пляж к плоским камням, к вечеру же перебраться на Соленое. Ночевать на пляже у плоских камней после вчерашней ночи мне страшно, там узкая полоска пляжа идет вдоль отвесной глиняной стены. Если бы вчерашняя буря застала нас там….

Марат набрал ведро рапанов, вечером с удовольствием их съедаем. Есть у меня одна любимая забава – раскидывать ракушки для туристов. Ведро, наполненное скорлупой от рапанов, беру с собой, сажусь на бережку и поджидаю «турыстов-однодневок», которые выпали из курортной цивилизованной жизни Анапы или Геленджика в наш дикий и необузданный мир всего на один день… Туристы медленно бредут по кромке прибоя и собирают всякую мелочевку – ракушки, камушки. Потихоньку незаметно подкидываю им к кромке прибоя по 2-3 больших рапаньих ракушки. Туристы их находят «и настроение у них улучшается». Следующие туристы бредут по кромке – и им тоже кидаю 2-3 ракушки, и так – пока ракушки не закончатся. Подсаживается Ира, кидаем ракушки вдвоем. «И настроение у нас улучшается!».

Глава 4. Сделались мы точно море черны

16 июля – день седьмой.

Рано утром заехали в Тамань на рынок, купили свежего деревенского молока у знакомых, домашнего слоеного сыра сулугуни, арбуз, персики, парное мясо, заехали на хлебозавод за горячими булочками, по которым мы так скучаем всю зиму. Да, определенно жизнь превосходна! На завтрак – парное молоко с горячими булками, съели в машине в прохладе с кондиционером.

В Тамани особых изменений не заметили, вот только очень много народа этим летом. И все едут-едут-едут в построенную прошлым летом потемкинскую деревню – Атамань, которая перегородила нам дорогу к моему любимому заповедному сливовому саду у Лысой горы. Там росла такая вкусная белая шелковица и 100 сливовых деревьев разных сортов уступами спускались по склонам прямо к морю, были там и каштаны, и абрикосы, асфальтовые старые дорожки вели к фундаменту старого-престарого дома. Что здесь было и как давно разрушено я так и не узнаю, это нетронутое место остается только в моих воспоминаниях и на кадрах видеосъемок. Именно этот участок земли в Тамани я была бы готова купить за любые деньги для собственного поместья…. если бы у меня, конечно, вообще были такие деньги… но хоть можно было помечтать об этом… Что ж – теперь это волшебное место известно всем и народ сюда съехался утаптывать землю со всего Краснодарского края. Грузимся в Мурзика, робинзонада продолжается!

И вот, привычно петляя знакомыми стёжками- дорожками, выскочили к нашему самому любимому пляжу. Здесь у берега лежит затопленная баржа с военных времен, здесь ходит косяками пеленгас и прочая рыбка, здесь дельфинов больше, чем купающихся людей. И еще – здесь мы бесплатно съезжаем на машине на пляж и едем колесами прямо по соленой морской воде. Что-то ждет нас на этих берегах?
(Фотография 2009 года)

Обычно сверху на бугре стоит много машин, но сейчас мы видим только одну, номера свердловские. Смотрим с бугра на море, воды как будто вообще нет, настолько она прозрачна. До последнего камушка на дне просматриваются очертания подводных рифовых гряд, а вот и затопленная баржа.

Дельфинов не видно и куда то пропали все рыбацкие сети… Нда, видимо и здесь рыбы нет. Зимними дождями-штормами от берега отколоты огромные пласты глины, да и та дорожка, по которой мы съезжали на пляж, заканчивается обрывом. Жаль, машину приходится бросить и тащить пожитки вниз к морю на себе.

Полоска пляжа стала еще уже, заходим в воду – в 20 сантиметрах от берега лежит в воде целый боевой снаряд, в 3 метрах дальше – еще один целый снаряд, а чуть поодаль на пляже – горка выловленных кем-то в море разнокалиберных патронов. Видно были сильные шторма, и корабль опять сильно разворотило. Про то, что корабль битком набит боеприпасами, все знают, но никаких мер никто не принимает, на песчаном дне без конца попадаются торчащие острые железки от обшивки корабля, купаться и нырять здесь этим летом особенно опасно.

На закате подъехали к кемпингу на Соленом озере, народу много, потому что сегодня пятница. Кемпинг очень большой, есть одна водная горка и новая забава – катание с большой песчаной горы в огромном пластиковом шаре. В центре кемпинга кафе, магазинчик, бесплатный душ и кран с бесплатной пресной водой.

Все хорошие места в тени под оливами уже заняты – вечер пятницы это вам не утро понедельника, ставим палатку сразу за отбойником в траве рядом с машиной. Вообще в жизни в кемпингах главное пережить выходные, когда особо людно и шумно. Вечером во всех палатках вокруг нас бурная вечерняя жизнь, народ отрывается после рабочей недели, да… сегодня точно не заснуть – будут гулять до утра… Но вот наступило время X, кто-то невидимый открыл где-то дверцу и со всех сторон на людей ринулись полчища комаров, смотрим на часы 21-30, спасаемся бегством в палатке. На улице, безумствуя, жужжит туча комаров, не помогают от них ни дымовухи, ни спреи, тут же стихли голоса пьющих и поющих соседей вокруг – все сидят в палатках. И что удивительно, прошло полчаса, на улице ни комарика. Нашествие повторялось каждый вечер в одно и то же время, как будто комарам определили точное время ужина, от которого они не могут отступить ни на минуту. Позже мы приспособились и к этому и старались до 21-30 закончить ужин и приготовить спальные места. А потом, переждав нашествие комаров, можно прогуляться под луной и искупаться в море.

17 июля – день восьмой.

Просыпаемся на рассвете, ночью было очень сыро и холодно, но утром намокшая палатка быстро просохла на первых лучиках солнца и покрылась мелкими кристаллами соли. Видимо сырость от ночных испарений Соленого озера. Вот и оно мертвое Соленое озеро, которое почти полностью пересохло. Старожил Тамани Юрий Федорович Лиманский рассказывал нам, что до войны здесь велась промышленная добыча поваренной соли.

Посреди озера уже стоят первые страждущие грязи люди. Марат с детьми тоже побрели туда, мы с псом остались на пляже – не решились ввести туда пёску. Вернулись они страшно довольные и очень вонючие. Грязь - черная густая маслянистая, сильно пахнет сероводородом. Подсохли, отмылись, почернело от их грязи синее море. Кожа после процедуры изумительная и мягкая, мертвая кожа полностью отшелушилась и посветлела, как будто и не загорали совсем…

Эта черномазая троица еще и с собой приволокла стакан грязи, зачерпываю немного, растираю в пальцах. В грязи чувствуется присутствие большого количества острых царапучих камушков и песка, думаю – как бы мне его протереть через мелкое ситечко, чтобы грязь стала нежной-нежной. Но с удивлением замечаю, что это не камушки, а крупные кристаллы соли, крошащиеся и превращающиеся в мелкую соль, которая и ощущается как песок.

Пляж здесь превосходен, широкий, мягкий, из мелкого ракушечника, море изумительного бирюзового цвета, полный штиль, вода теплая. Пляж отделен от собственно кемпинга грядой дюн, на берегу установлены тенты с шиферными крышами - отличное укрытие, но занимать место надо рано утром. То тут то там по пляжу бредут черные-черные люди.

Следующий заход в грязь – идем с Маратом и Ирой, Наталья сидит с собакой на пляже. Берег Соленого озера твердый песчаный, песок сверкает на солнце как чистый снег в морозный день, провожу рукой по поверхности и собираю в ладошку щепотку чистейшей кристаллизованной соли, чем дольше солнце греет песок, тем больше кристаллов соли на нем появляется. Вот и вода, тонкий-тонкий слой горячей и безумно соленой воды покрывает сверху твердый песок, который постепенно заменяется густой глиной, потом жидкой черной массой. Запах сероводорода все сильнее и сильнее. Подходим к яме, вырытой посреди озера, Марат прыгает в неё, довольно глубоко – по пояс, зачерпывает грязь и подает нам, Ира с наслаждением мажется грязью, я ФУ-каю и БЕ-каю, противненько что-то и подташнивает даже…

- Нет, нет, увольте, мажьтесь сами, - но отскочить от них я не успеваю, против моей воли меня вымазали и я тоже черненькая и вонючая.

Прислушалась к ощущениям, а ничего, освежает. Опять же совсем перестали чесаться комариные укусы. Идем назад, ноги разъезжаются по скользкой глине, увязают по щиколотку в грязи, но в остальном все в порядке, пойду еще и еще. Отмываемся в море, загораем, купаемся.

На море полный штиль, вдалеке огромная стая чаек кружится с криками над участком моря, видимо там косяк рыбы. Глаза у нас округлились у всех одновременно! Это полное издевательство пеленгасов над Маратом! Справа от нас метрах в 50 наглый огромный пеленгас игриво переворачивается с боку на бок и помахивает Марату плавником. Решили пригрезилось, напрягли глаза, ущипнули друг друга! Нет, не пригрезилось, пеленгас продолжает издеваться над нами, крутиться и вертится в пределах отличной видимости, мне даже показалось, что он как в мультфильме высунул нам язык и крутит у виска плавником! Не даются нам в этом году пеленгасы, Марат сбегал за ружьем и уплыл за обидчиком. Хоть и штиль на море, но мутняк – в воде дальше руки ничего не видно, опять мы без рыбы!

Нагуляли аппетит, но идти через раскаленные дюны к машине никому не хочется, да и пообедать на этом пляже можно без проблем – одна за другой идут по пляжу тетеньки с вкуснейшими беляшами, пирожками с инжиром и ягодами, пахлавой и прочими лакомствами. Покупаем большой пакет всего-всего на 350 рублей, наедаемся до отвала сами, скармливаем беляш рыжему. Да, я вас уверяю, жизнь совершенно точно прекрасна и восхитительна!

Чтобы закрепить удовольствие Марат с детьми бредут по раскаленным пескам к магазинчику в кафе за мороженым. Пёс увязался за ними и по дороге подвергся нападению бойцовой собаки питерских отдыхающих. Бедный-бедный бойцовый шар-пей, как же он ошибся и обманулся милейшей внешностью рыжего англичанина, за что и был с наслаждением разодран Каспером в кровь. Все питерское семейство еще долго утешало своего слонопотама, а потом вшестером на ручках унесли его купаться в море, потому что добровольно он не шел. Рыжий вернулся довольный собой и продолжил мило играть с добродушной соседской таксой, как ни в чем не бывало. Вообще здесь на берегу довольно много отдыхающих с собаками.

А рыбы нет и здесь, Марат поплавал со своим ружьем и вернулся без добычи. Пару раз проплыл мимо дельфин, видимо голодный. К берегу подошло огромное количество синих больших медуз с длинными щупальцами, значит жди скоро шторма. Незаметно подкатывает вечер, спешно готовим, едим и в 21.29 прячемся в палатку и машину от комаров. Ночью от Соленого озера опять тянет сырым холодом, сладко засыпаем и отдыхаем ночью от дневной жары, которая с каждым днем становится все сильнее и сильнее.

18 июля – день девятый.

Проснулись как обычно на рассвете, накупались досыта в море.
Вообще быт в автокемпинге не доставляет никаких хлопот. У нас с собой в качестве сумки-холодильника большой пенопластовый короб, в нем мы храним все скоропортящиеся продукты – сливочное масло, сосиски-сыр-колбасу, помидоры и т.д. Приспособились ездить на рынок через день, покупаем парное мясо, чтобы съесть его вечером и сосиски-колбасы на следующий день, в пенопласте они не нагреваются даже в раскаленном на дневной жаре багажнике машины, вполне способны остаться съедобными до обеда или даже ужина следующего дня. Ну и как НЗ – держим несколько банок самой дорогой тушенки. Дежурное блюдо – гречка с тушенкой, Ира ворчит – надоела эта гречка, видеть её не могу, мы еще и не знаем, что гречка уже стала дефицитом и её в продаже почти нет. Покупаем на несколько дней вперед арбузов-дынь, за них в жару можно не переживать, а персики покупаем прямо в кемпинге – их подвозят на машинах местные. Очень довольны остались нашей плиткой, двухлитровая кастрюля с водой закипает за 7 минут, баллончика с бензином хватает на 4-5 дней, да и бензин всегда при себе – в баке у Мурзика. Специально для этой поездки сделали очень маленький мангальчик для нашей компании, совсем немножко дров или угля – и четыре порции мяса готовы!

Неудобство кемпинга на Солёном в том, что пляж и собственно кемпинг разделены грядой дюн, машину и палатку приходится оставлять за дюнами. Большинство отдыхающих спокойно оставляют свои палатки вместе с вещами и уходят за дюны на пляж. Если бы мы разбили большой стационарный лагерь, тоже пришлось бы бросить его без присмотра, но у нас этим летом очень маневренное хозяйство – утром проснулись, сворачиваем палатку, толкаем в багажник, захватываем тент и все пляжные принадлежности и разбиваем лагерь на пляже.

Опять – день на чудном пляже, долгие купания и ныряния, вкуснейшие пирожки с пахлавой и мороженое. Вот в грязь бредут соседи с рыжей таксой, наблюдаем издалека, собака шлепает по грязи, как ни в чем не бывало, как же они его отмоют от грязи? Сидим, ждем таксу, прибежал – грязные только лапки, поплавал в море вместе с хозяевами. Ага, возьмем и мы своего в грязь, побрели с псом на озеро. Он старательно перепрыгивает через лужицы и недовольно морщит свой чуткий нос от запаха, лапы растопырил в четыре стороны, чтобы не скользить и идет в раскоряку. Хозяева измазались зачем то этой вонючкой, ну вот – теперь по запаху и не понять, где любимые и обожаемые, а где чужие, кого бы надо куснуть для острастки. В глазах растерянность, идет за нами назад, отмываемся в море все вместе. Запах от грязи пропитывает нас насквозь, моемся с гелем для душа, но от нас все равно пахнет сероводородом. Утешаем себя, тем, что принимаем лечение и оздоровимся на зависть всем 5-звездочным курортникам.

Народ разъехался, кемпинги опустели, можно перебираться назад на Тузлу, уже соскучились. Быстро сворачиваем свой лагерь и перебираемся на Тузлу. Марат прислушивается к звукам, которые издает Мурзик, что-то ему не нравится… Подозрительный скрежет все сильнее и сильнее. Ладно, переночуем на Тузле, а утро вечера мудренее. Песок уже остыл и мы спокойно проскакиваем на скорости на площадку из твердого песка неподалеку от нашего бывшего лагеря. 4 зеленых толстых палки с перекладиной пусты, никто там не стоит. Вздыхаем….

Раскладываем палатку-«раскривушку», надуваем матрас, раскладываем мангал. Наталья быстро насыпает песок в мешки – это стулья, ставим тент, раскладываем стол. Можно жить. Ужинаем, встречаем закат.

На закате история с тузлинскими ветрами повторяется опять, вдруг внезапно усиливается ветер, но мы его даже и не замечаем, китайская палатка стоит незыблемо. Слышу женский визг, оборачиваюсь, метров в 500 от нас как дирижабль поднялась вверх на 1,5 метра огромная кемпинговая палатка, похожая на нашу поломанную. Компания там большая, подпрыгнули, уцепились за растяжки, вернули на землю. Но ветер все сильнее и сильнее, все кемпинговые палатки на побережье накренились, выгнулись, расплющились. Хозяева бегают, ловят-держат-тянут. Нашей китайке все нипочем, стоит тихо и послушно. Ветер, конечно, не ураганный, слабее, чем был 14 июля, намного слабее, но многих палаточников с берега как ветром сдуло. Свернулась и уехала и большая компания с кемпинговыми палатками. На небе опять черно-синие тучи с серой бахромой – точно ливанет, все бы ничего с китайской палаткой, но воду она пропускает в дождь. Решение приходит быстро, достаем из багажника огромный серый тент от 6-местной палатки, старательно накрываем им нашу приземистую крошечную палатку, подтыкаем тент под неё, обкапываем и присыпаем по периметру песком – все – дождь нам не страшен.

Ложимся спать, ветер гнет железный гибкий прут в палатке, я просто выпрямила ногу и уперлась в этот прут, так можно и спать спокойно.

Глава 5. Тузлинские робинзоны

19 июля – день десятый

Утром на рассвете Марат пошел на самый конец косы, пёс понятное дело увязался за ним. Там сильное коварное и абсолютно непредсказуемое течение, мы про него знаем, его хорошо видно – как будто посреди моря течет бурная река, иногда течение начинает закручивать то тут, то там большие воронки. Но и рыба здесь есть, поэтому и рискуют подводные охотники, сидят, зацепившись за тузлинские камушки. Одна-две минуты и наши «подвохи» тоже попали в сильное течение, которое подхватило и понесло их из залива в море, счастье, что Марат успел зацепиться сначала ластой, а потом и рукой за камень, второй рукой успел поймать Каспера за загривок. Выбрались, оба живы. Рыбы нет. Вернулись, рассказали, больше не пущу!

На заливе штиль, плаваем, загораем, читаем книги. Вечером прогулялись на конец косы, увидели свежий венок – несколько дней назад здесь утонул парень, на берегу остались жена и двое детей… Подъезжают и подъезжают новые машины с туристами на конец косы полюбоваться закатом. Восторг охватывает их от ощущения того, что ты на краю земли, на самой границе нашего царства-государства. Лезут и лезут эти туристы в воду, не подозревая, что морю все равно насколько ты крут – оно отнимет и твою жизнь.

20 июля - день одиннадцатый

Рассвет-купание-завтрак. Проверили свои запасы-припасы, вода заканчивается, еды мало, надо ехать за продуктами, но на заливе полный штиль, вода прозрачная и Марат вместо рынка уплывает за рыбой с ружьем. По соседству стоит машина из Удмуртии - муж с женой, рыбаки дали им огромного краба размером с нашу сковородку, таких крабов мы здесь никогда не ловили. Фотографируем краба и фотографируемся с крабом.

Долго не возвращается Марат, жара усиливается, допиваем последнюю воду, осталось полбутылки, хочется пить и есть. Надо ехать на рынок за продуктами, а Марата все нет и нет. У нас договоренность, что если он нам срочно нужен - высылаем гонца - стоять на берегу, Марат время от времени поглядывает на берег, увидит гонца и приплывет. Послали Иру, стояла-стояла, выглянул - не отреагировал никак, плавает дальше. Пошли с Ирой вдвоем, стояли, стояли - не глядит на нас. Надоело, набрала камушков, начала в него кидаться. Недолет... Зашла в море по шею, продолжаю кидаться... Недолет... злость крепнет... По соседству веселая семья хохочет над нами во все горло. Плыть к нему нельзя - он с ружьем, еще примет за белого дельфина... Разозлилась...бурчу.... Вышел! Время час дня, пекло усиливается. Наконец-то они с Ирой готовы ехать, Марат заводит машину и становится все мрачнее и мрачнее. Мурзик запел какую-то непонятную песню, плохой звук скрежещет сильнее с каждой минутой. Решаем съездить на рынок за продуктами, провести вечер на Тузле, а утром ехать в Реношный сервис в Новороссийск, ближе нет ничего, да и деталей на Рено Логан нет ни в Тамани, ни в Темрюке, ни в Анапе. В прошлом году мы уже сталкивались с этим. Что ж, люблю Новороссийск, с удовольствием прокачусь 100 километров, ну а деньги на ремонт... вдруг еще нестрашная поломка...
Воды нет ни капли, только в багажнике нашли маленькую бутылочку с водой, оставляют её нам и уезжают в Тамань. После урагана все вещи, одежду и продукты мы держим в машине, решили, что так оно понадежнее будет, машина - не палатка, никуда не денется. И вот сидим мы с Наташкой в купальниках под тентом, у нас пол литра воды, роман Бориса Акунина “Сокол и ласточка”, палатка с постелью и рыжий пёс, больше нет ничего - ни денег, ни документов. Через 15 минут Наталья говорит “Ой, как быстро они вернулись”.... Около нас остановился наш Мурзик, вышли Ира, Марат и еще какой то незнакомый мужчина. “Быстро собирайтесь, складывайте вещи, машина сломалась”. Ну а чего спешить то, вот она - наша машина, что происходит непонятно, лезу в багажник, достаю воду в пятилитровке. У Марата круглые глаза:

- Ты, что не видишь, машина то не наша.

- Как – не наша?!, - в голове сумбур и хаос.

Оказалось, машина задымила сразу за Тузлой, Да, дело серьезное. Не успел Марат и подумать, как ему быть, навстречу в мареве опять материализовался все тот же мудрый “Черный Призрак Логан” и остановился около дымящегося Мурзика. Водитель - москвич Сергей, решил помочь коллеге-логановоду, открыли вдвоем его книгу Рено Логановскую, начали ставить диагноз, рассмотрели все картинки. Ехал себе человек на рыбалку на Тузлу, но решил отложить свои дела и без всяких просьб с нашей стороны подставил нам плечо.
Спешно сдуваем матрас, высыпаем песок из мешков-стульев… Паника, за что хвататься… В этот момент к нам подошел сосед Миша из Удмуртии (18 регион):

- Марат, успокойся, не дергайся, оставь все семейство здесь и поезжай чини машину один.

- Так нет у нас ни воды, ни еды, ни одежды - все в машине, а она в 10 километрах от нас.

Миша обещал Марату за нами присмотреть, защитить, накормить, напоить. Марат сунул мне все деньги, что были при себе, и уехал на чужой машине в Тамань. Сотовые у нас уже дня 2 как полностью сели, да и связи на Тузле нет, поэтому мы остались томиться в ожидании, совершенно не зная, как идут дела у Марата.

Читаю приключенческий роман Акунина про пиратов, сокровища, без конца натыкаюсь все на ту же Тортугу... Ох неспроста я выбрала именно это чтение с собой, неспроста... Справа от меня Таманский залив, слева Черное море, сижу на узкой полоске суши между этих двух морей, поднимаю голову - нещадно палит белое солнце Тамани, шуршит на ветру серый тузлинский песок. Плюс к этим ощущениям еще и акунинский роман в духе “Пиратов Карибского моря”, полное ощущение, что я Робинзон, выброшенный на необитаемый остров без одежды, еды и воды.

Жарко, Миша принес полную пятилитровку воды, вернулась из Тамани на рейсовом автобусе его жена Альфира, рассказали ей про нашу проблему. Сидим под тентом, печалимся. А Альфира с Мишей не дают нам раскиснуть - тормошат, разговаривают, зовут пить свежий чай с конфетами. Спасибо вам ребята! Мир точно прекрасен и удивителен и хороших людей в нем очень-очень много!

Как бы мы не переживали, а день все равно катится к закату, Альфира привезла из Тамани свежайшего пеленгаса, готовим все вместе на мангале с картошкой в фольге. Девчонки моют посуду, чистят картошку, болтаем. Вот и накрыт стол, на столе бутылочка темрюкского коньяка, щекочет нос вкусный запах запеченной рыбки, можно жить. По косе едет такси, и я внутренним чутьем понимаю, что это Марат. Так и есть! Троекратное ура, дети и собака повисли на нашем капитане! Марат тащит большой пакет с едой, улыбается, значит, как-то проблему можно решить! “И настроение у нас улучшается”.

Едим за общим столом, пьем коньяк, знакомимся и слушаем рассказ про приключения Марата. Хоть у нас в Тамани знакомых и друзей хватает, но дома никого из них не оказалось, помогли информацией обычные прохожие, которые направили его по нескольким адресам. Один автоэлектрик увидел Реношку, качает отрицательно головой, второй - опять нет, третий, четвертый... Пока, наконец, судьба не познакомила его с хорошим мастером, который готов покопаться в Мурзикиных потрохах на свой страх и риск. Что ж, как говорится в фильме “Формула любви” - “Что один человек построил, другой завсегда сломать может”, вдвоем с Маратом к вечеру смогли снять генератор, и тут же звонко шмякнулся на землю расколовшийся пополам шкив. Нда... наши два “Кулибина” пришпандорили на его место шкив от старой Волги, завалявшийся у мастера в раритетной коллекции. Вроде подходит, но надо его довести до ума. Чуть-чуть не успели, мастерская, где это можно было сделать, уже закрылась, ждем утра, но “настроение наше улучшается”.
Укладываемся вчетвером в палатку, наш передвижной дом - машина - со всеми нашими вещами находится в 10 километрах от нас, но нам спокойно и хорошо. Страха и опасений нет, сегодняшний день был так щедр к нам на добрых и неравнодушных людей. Жизнь полна приключений, но удивительна и великолепна!

21 - 22 июля

Рассвет-купание-завтрак. Марат уезжает на рейсовом автобусе в Тамань оживлять Мурзика, 2 часа и вот герой дня опять мирно остывает на тузлинских камушках. Уффф! Ну, Мурзик, и напугал ты нас! Верный друг и надёжный парень с нами в Тамани уже четвертый раз, видимо его ресурс полностью исчерпан, и нужна реинкарнация. Не будем думать об этом сейчас, подумаем об этом потом.

Из любопытства звоним в Реношный сервис в Новороссийск и интересуемся, в какую сумму нам обошелся бы ремонт в фирменном сервисе. Волосы на голове дыбом! 17 тысяч стоит генератор в сборе (шкивов отдельно нет и не бывает) плюс 2000 работа, ну и буксир 100 км. до Новороссийска 5000 тысяч = 24 000 р. Мы заплатили 1200р. Да-а-а-... Россия... У этого же мастера дома Марат зарядил 2 сотовых, фотоаппарат и видеокамеру. Можно жить!

Весь день приходим в себя, общаемся, отдыхаем. Купили у рыбаков тазик рыбы за 100 р.- килограмм 5, наелись пеленгасов, ставридок, свежих селедочек.

А наш ветер не унимается, и каждый вечер на закате привычное усиление ветра, гнутся и сплющивается палатки у соседей, на заливе шторм, Черное море тоже неспокойно. Местные сказали: «О-о-о, подул ветер с Азова, теперь дня 3 будет непогода». Вот неподалеку стоит такая же, как у нас китайская палатка, хозяева все ушли на залив, ветер подхватил и катит этот шарик как перекати-поле. Ловим, зовем хозяев палатки. Наша палатка стоит надежно укрытая тентом, засыпанная по периметру песком. Ходят-бродят синие тучи, свищет резкий ветер, унося их в сторону Новороссийска и Анапы. А дождя по-прежнему нет.

Тузлинские пески к 11 часам утра раскаляются и стандартная русская забава на Тузле повторяется изо дня в день. Подъезжают люди на машине и, не раздумывая ни на секунду, скатываются на Тойотах-Волгах-Жигулях в пески как можно ближе к морю. И вот он - горячий тузлинский песок, попалась машина в мышеловку, рывок вперед - рывок назад, сидит машина на пузе, и роют вокруг него норы водители. Все мужчины пляжа собираются вместе, толкают, еще рывок вперед - рывок назад, глубже закопалась машина. Чих-пых, едет трактор рыбацкой артели - выдергивает незадачливого “турыста”. И так 3-4 раза в день то слева, то справа от нас. Что заставляет водителей гнать машину в песок, если они приехали на пару часов искупаться, остается мне непонятным. Те, кто здесь не в первый раз, оставляют машину на дороге, расстояние до неё от пляжа максимум 10 метров, уж лучше дотащить свои пляжные пожитки и дыни-арбузы эти 10 метров, чем потом откапываться.

Ветер не унимается, ночью купол палатки над нами раскачивается, ветер с силой хлопает тентом, пытаясь содрать его с палатки, не дает заснуть.

Глава 6. Пропасти Голубой бездны

23 июля - день четырнадцатый

Утром Альфира и Миша собирают вещи, надоела им Тузла, едут дальше. Альфира рассказала нам про кемпинг «Голубая бездна» около Дивноморского за Геленджиком. Про этот кемпинг я читала в Интернете, решаем, что пришла пора и нам сняться с якоря.
В небе над нами опять в тугую спираль скручиваются сизые тучи-облака, в море прямо под этой спиралью точно так же закручиваются потоки воды в огромную воронку. Напряженно наблюдаем за этим явлением, в воду лезть страшновато. Опять ощущение, что я в центре, а весь мир вокруг меня раскручивается все сильнее и сильнее, сжимаясь в плотный комок. Пытаюсь снять это явление на фото и видео, но техника не в состоянии передать увиденное.

Едем вперед за новыми приключениями. Вот уже позади Новороссийск, открываются удивительной красоты виды на море, горы утопают в зелени.

Позади Геленджик, Дивноморское, вот он – поворот к кемпингу «Голубая бухта». Петляет среди пицундских сосен дорога, слева поросшее соснами ущелье глубиной метров 300, на дне посверкивает какая то речушка. Заезжаем в кемпинг200 р с машины плюс 50 р за каждого человека и пресная вода платная – 5 р литр.

Кругом люди-палатки-гамаки-шезлонги, свободных мест нет совсем, но все цивилизованно, люди очень спокойные. Мы нашли достаточно большой участок, где совершенно свободно, разбиваем лагерь под соснами. Воздух густой и тягучий, пропитан ароматом сосновых иголок, совсем как дома. Кемпинг расположен в Джанхотском бору пицундской сосны, очень похоже на родные и знакомые с детства леса вокруг Большого Теренкуля, только сосны худенькие и низкие по сравнению с нашими. В кемпинге очень чисто, травы нет, под соснами только ковер сухих иголок.

Спрашиваем у работников кемпинга, где же здесь все-таки море, потому что его и не видно, и не слышно, и запаха моря мы пока не чувствуем. Обвесившись пляжным скарбом, прихватив ласты и ружье, идем искать спуск к морю. Марат хотел прицепить Каспера на поводок, но я по глупости не дала. Подходим к спуску, натянута сетка, висит объявление, что спуск очень опасный и вы сами в ответе за то что сейчас туда шагнете, вниз между сосен убегает утоптанная дорожка.

На секунду замираем, глядя сквозь сосны вдаль на небо и море, а пса то рядом с нами нет… Не задевает никого из нас шелковый рыжий хвост, не лижет время от времени шершавый язычок, не слышно его сопенья и фырканья, когда он обнюхивает все вокруг. Странная-странная тишина… Марат делает два шага в сторону от тропинки и запрещает нам делать еще хотя бы шаг. Слева резкий обрыв метров 200 вниз под углом 45 градусов, склон порос редкими искривленными соснами и заканчивается 100 метровым обрывом белоснежной скалы.

Душа похолодела, сердце замерло, понимаем, что пёс улетел с обрыва, представляю жуткую картину. Ждем, зажмурив глаза… 5 минут.. 10…. Уффф! Показалась рыжая бестолковая башка, блестят испуганно две черные бусинки глаз, тяжко дышит наш Каспер, выкарабкался, жив, цел, здоров. С извинением машет хвостом, лизнул всех по очереди. Долетел он вниз до самого края обрыва и успел затормозить. Приходим в себя, немного успокаиваемся, долго теребим рыжего, Ира бежит к палатке за поводком.

Навстречу нам попадаются возвращающиеся с пляжа люди в удобных кроссовках с легкими ранцами за плечами, их руки свободны и они быстро поднимаются по тропинке, цепляясь за стволы сосен или корни деревьев. Да-а-а… А мы в резиновых сланцах, в каждой руке по охапке вещей, да еще натянув до предела поводок, задыхаясь рвется вперед вниз с дорожки Каспер. Понятненько…. К следующему году прихватим с собой кроссовки и рюкзачки.
Дорожка петляет по самому краю обрыва между искривленными соснами. Осыпается под ногами тонкий слой щебенки, камушки долго-долго летят вниз и попадают на каменистый белоснежный пляж, за каждым поворотом тропинки открываются немыслимой красоты пейзажи. Скользят белые кораблики по синему стеклянному гладкому морю, отвесные белоснежные скалы вокруг крохотной бухточки усыпаны по верху зелеными пушистыми соснами, сверкает в прозрачно-голубой дымке медово-золотое Солнце. Ради одного этого вида стоило сюда ехать!

Путь вниз на первый взгляд показался несложным, спустились достаточно быстро, но представляю, как я буду карабкаться вверх! А вот и самые отчаянные истинные туристы! В самом низу горы, на каких то ямках и впадинках приткнулись штук 30 палаток, сушат туристы мокрые матрасы и спальники, видимо ночью, здесь прошел сильный дождь. Безразличным взглядом провожают карабкающихся людей эти гордые люди.
Вот и последнее препятствие – отвесная лесенка из перекладинок, мы на пляже. Идем вправо, постоянно перешагивая чужие ноги или руки. Проходим мимо настоящего 2-метрового дворца с двумя башнями, который кто-то сложил из белоснежных камней, которыми усыпан весь пляж. Очень красиво, жаль, что не сфотографировала. Нашли местечко и притулились со своим скарбом на камнях, лечь нереально, можно кое-как сидеть. Неудобно, но безумно красиво! Заползаю по мыльно-скользким ребристым камням в воду. Вода гораздо солонее, чем на Тузле или в Веселовке, да и море какое-то другое. Ощущение, что я в Карибском море не покидают меня. Дети обследовали дно, обнаружили, что стоят на огромной плоской идеально гладкой каменой пластине все из того же белого мылкого камня.

Марат само собой разумеется давно уплыл в море на охоту. Дети нацепили маски и тоже уплыли. Мы с Каспером сидим на камушке, ему явно некомфортно, он привык бегать везде, где ему вздумается, сидит, грустит, переживает еще свое падение, вздыхает, в воду лезть не хочет. Плотность населения на 1 квадратный метр на этом пляже в сотни если не тысячи раз выше, чем на Тузле, но все очень доброжелательные. Любуются псом, цокают языком, задают вопросы, сидим и гордимся собой. Мы вам тут не просто так рыжий Каспер, мы - Данс Мэмори Эрранд Бой, гроза морей.

В воде под каждым камнем копошатся по 2-3 краба, но ловить их мы не стали, решили завтра взять из машины нитяные перчатки и поохотиться на них. Марат приплыл довольный – рыба есть, ходят и пеленгасы, но подстрелить не получилось.

Солнце катится к закату, пора карабкаться наверх, готовить ужин. С вздохом сожаления уходим от этого потрясающего моря. Дорога вверх дается с трудом, дети быстро убежали наверх, вернулись вниз, опять убежали наверх, опять вниз. Отдаем им пса на поводке, отправляем сидеть у палатки. Часто останавливаемся и фотографируем, снимаем потрясающе красивый закат в этом сказочном месте. По тропинке легко и быстро поднимаются беременные мамочки с двумя-тремя маленькими детьми, малыши спокойно и без опаски бегут вверх по дорожкам. Правильный у людей настрой в жизни, может 2-3-4 подъём будет и для нас попроще?

Вернулась Ира, оценила, как долго нам еще карабкаться. Ну все, последнее усилие и вот наша палатка, у палатки стоит растерянная бледная Наталья, а Каспера опять нет. Уже смеркается, еще 20 минут и упадет на землю южная темная ночь. Разбежались все четверо в разные стороны, высматриваем, не мелькнет ли где рыжий хвост. В глубине души каждый из нас решил, что теперь то уж точно все. Эх, зачем мы сюда вообще приехали! Но судьба к нам благосклонна, на полдороге этого жуткого спуска к морю идет-бредет назад вверх рыжий мокрый дурачок, был уже на пляже и уже искупался. Видимо искал нас. Ругаемся на всех, прицепляем пса на поводок и крепко-накрепко пришпиливаем поводок к земле метровыми колышками от палатки.

На улице абсолютно темно, включаем наш фонарь на солнечных батареях, достаем мангал, жарим парное мясо, которое купили в Тамани. Что ты будешь делать, и тут комары! Налетели со всех сторон, никакие брызгалки не помогают. Постепенно дым костра отогнал от нас кровопийц, наелись, накормили пса, высушили его у костра, успокоились. Укладываемся спать – дети и Марат в палатку, мы с псом в машине.

24 июля - день пятнадцатый

Просыпаюсь от раскатов грома, кажется, что гроза где-то далеко, сквозь сон думаю, что опять пронесет дождь мимо. Но нет, опять быстро-быстро полезли в машину мокрые Ира-Наталья-Марат с подушками-покрывалами. Из-за вчерашних переживаний и ужина в темноте не успели накрыть свою «раскривушку» тентом от большой палатки. Досыпаем сидя. Вот и рассвет, жаль, что здесь нельзя сразу же проснувшись бултыхнуться в воду. Сборы на море – целая экспедиция.

Спокойно завтракаем, сушим палатку, укладываем вещи, достаем более-менее правильную обувь для спуска. Хотели прихватить с собой и плитку с кастрюлькой, чтобы провести весь день на пляже и не подниматься вверх. Плитка с кастрюлькой уж чересчур, берем бутерброды и тяжелую дыню. Опять спуск вниз, фотографии, передышки. На пляже дети подговорили нас идти влево, они вчера туда прогулялись, там родник, там красиво… Ладно, поддались на провокацию. Идем сначала ворчим, потом бурчим, потом ругаемся. Я идти совсем не могу, идти приходится по вертикально стоящим белым скользким пластинам, я же единственная из всех в сланцах (кроме них у меня с собой только босоножки на каблуке). Марат говорит «Не можешь идти – плыви». Залезла в воду, плыву, по узкой полосе берега цепляясь за отвесную скалу, бредут, выворачивая ноги 3 наших туриста. Всё, силы кончились, привал. Дети плещутся у берега, Марат поплыл с ружьем за рыбой, сидим с Каспером на каменных жердочках, грустим.

Слева из-за белой отвесной скалы высунула свой нос черная-черная туча, поглядела-поглядела и быстро увеличиваясь, двинула на нас. О господи, да будет в этом году уже, наконец, обычная курортная жизнь у меня или нет!

Опять ищу пути к спасенью, осмотрелась по сторонам, куда же нам сейчас прятаться, слева скала немного нависает над каменной полоской пляжа, пытаюсь перетащить скарб туда, дети плещутся, а Марат как обычно увлеченно плавает, уткнувшись в море. Нет, ненадежное убежище я выбрала, зову детей, обвешиваемся вещами и, цепляясь за отвесную скалу, выворачивая ноги, бредем назад. Марат далеко в море и не реагирует на нас, кричим ему изо всех сил, поднял голову, нехотя гребет к нам. «Чего вам?» - «Влево то погляди!». Ох!!! Туча перегородила уже все небо. Теперь мы с детьми карабкаемся по берегу, а Марат плывет по воде. Вот уже и тропинка вверх…

Опять что-то хлопнуло в небе, и включился сильный ветер, море тут же из гладкого и бирюзового стало серым, гонит ветер слева направо тяжелые горизонтальные волны. Часть отдыхающих испуганно эвакуируется с пляжа, как и мы, но не меньше людей со спокойным выражением лица идет с детьми и арбузами нам навстречу в ту сторону, откуда мы сбежали. Оглядываюсь на них, пожимаю плечами, может это старожилы этих мест и им виднее, как себя поведет туча? Ну нет, мы уже шуганные и пуганые, карабкаемся наверх. Если пойдет дождь и дорожка намокнет, не знаю, возможно, ли будет по ней подняться. Опять провожают нас безразличным взглядом гордые люди в палатках внизу склона, никто из них не суетится и не прячет вещи в палатку. Да, есть еще настоящие экстремалы, и это не мы!

Наверху под соснами ветер не чувствуется, макушки деревьев его погасили. Размышляем, что нам делать дальше, решили свернуть лагерь и прокатиться на машине еще куда-нибудь. Доехали до Джанхота, повернули на Прасковеевку, погода наладилась, петляем горными серпантинами и наслаждаемся видом из окошек.

Остановились у горной речушки Хотецай, погуляли в тенистых тоннелях по холодной воде, нарвали спелой ежевики.

Жара на улице усилилась, размышляем, ехать ли нам в сторону перевала или все-таки вернуться домой в Тамань. В небе ходят-бродят черные, синие и серые тучи, в Новороссийске точно быть грозе. Решаем, что приключений с нас уже хватит и поворачиваем назад. Вот уже позади зеленые склоны Кавказских гор, опять за окнами мелькает сухая выжженная солнцем до бела таманская степь. Как же мне здесь удивительно хорошо!

Опять Соленое озеро, ужин в темноте и нашествие комаров в 21-30. Вдалеке гремит гром, видны молнии, догнала нас все же вредная черная туча из «Голубой бездны»! Накрываем тентом от большой палатки свою «раскривушку», ночью точно быть грозе. Ветер опять нарастает, гнутся и подпрыгивают большие кемпинговые палатки у соседей. Ветер вырвал и подкинул высоко вверх чей-то бумажный китайский фонарик, под которым горит настоящий огонь в горелке. Быстро-быстро несет высоко в небе этот фонарик в сторону Тамани. Ложимся спать. Ночью хлынул настоящий тропический ливень, который долго хлестал и молотил по нашему убежищу. За дюнами шумит море, видимо небольшой шторм. Убежище оказалось надёжным, ни одна капелька воды не просочилась сквозь серый тент сломавшейся палатки, хоть как-то она нам пригодилась.

25 июля - день шестнадцатый

С утра на улице непогода, продолжается дождь, отдыхаем от жары. Осмотрелись вокруг – одни московские машины, видимо люди бегут от жары. К 10 часам утра дождь прекратился, сквозь облака прошивают горячие солнечные лучи, идем опять и опять в грязь. На море действительно шторм, вода грязная, но теплая. Напрыгались в волнах до головокружения.

Подъехала еще одна машина с московскими номерами – впереди две мамочки, сзади четыре ребенка от 8 до 12 лет утрамбованы, без пап. Дети вопят от счастья – запрыгнули в море, мамы без сил лежат в волнах прибоя. Ну, девчонки-москвички, во дают! Сами - как сумели - поставили палатку и тент, худо-бедно раскочегарили мангал, что-то жарят. По их разговорам понимаем, что у них всего одна палатка и часть людей будет спать на надувном матрасе на улице. Да, что-то там в Москве неладное происходит… Надо бы позвонить родным в Москву… К вечеру решаем, что пора возвращаться на Тузлу. По дороге поймали радио, слушаем новости про то, что в Москве сейчас жарко и ожидается усиление жары до 40 градусов.

Сегодня воскресенье, под вечер Тузла опять опустела, море успокоилось. Раскидываем свой нехитрый лагерь. Дежавю.... Опять подъезжает маленькая женская машина с московскими номерами, впереди опять две молодых мамашки, сзади утрамбованы кое-как без кресел четверо детей от 4 до 7 лет и питбуль!. Тоже без пап, сами как сумели разложили палатки, дети бегут к морю, девчонки-москвички падают в полосу прибоя и лежат без сил. О, господи, да что там в Москве случилось! Впервые вижу, чтобы девчонки-москвички так себя вели на отдыхе!!! Понимаем, что дело серьезное…

Глава 7 Пылающий зной

26 июля - день семнадцатый

На улице ужасная жара, 47 градусов, ветра нет, залив уже совершенно горячий, Черное море тоже слишком теплое. От Черного моря до Таманского залива идти 30 секунд, ходим туда-сюда, выходим из Черного – доходим до нашего тента – 2 глотка кваса – идем дальше, погружаемся в Таманский залив. Выходим из залива – доходим до нашего тента – опять 2 глотка воды – дальше в Черное. Сидеть не в воде просто невозможно, жара начинает утомлять, хочется домой в прохладу, собирать грибочки во влажном лесу. И вообще уже ощутимо тянет в Челябинск. Накупались за день до полного одурения. Готовимся к отъезду, но в планах еще один день на Должанке, ейский аквапарк, может быть дельфинарий и парк Поддубного.
Наводим порядок в машине, укладываем вещи. Вечером ветра нет, полный штиль на обоих морях, ночью спать в палатке невозможно, а снаружи палатки кусаются комары. Высовываю голову на улицу и сплю с высунутой головой. В небе полная луна, безветренно… Уффф.. наконец то долгожданное утро!

28 июля - день восемнадцатый

На рассвете последний раз принимаем спа-процедуры в теплой воде Черного моря. Прощаемся с ним на целый год, накрепко запечатываем в своей памяти все запахи-звуки-ощущения этого волшебного лета, летят звонкие монетки в Керченский пролив. Вот и все. Вперед – на Должанку!

До Должанки нам ехать 400 километров, 6 часов. Жара за бортом набирает и набирает обороты, 8 утра – на градусниках заправок плюс 30, 10 утра – плюс 38, час дня – плюс 47. Все прибавляем и прибавляем мощность кондиционера, все равно жарко, остановились в туалет, за 2 минуты в раскаленных полях практически получили тепловой удар.

К 5 часам вечера мы уже на Должанке, не размышляя, едем сразу на Тортугу, опускаем паруса, швартуемся, бросаем якорь. Располагаемся под удобным шиферным навесом. После Черного моря купаться в Азовской воде никого не тянет, пересиливая себя, заходим в зеленый кисель, вода чересчур теплая. Спокойно поужинали, пожарив на мангале парное мясо из Тамани, съели дыньку. Жить, как говорится, хорошо! К вечеру уже привычная история с проклятыми комарами. Матрас в палатке надуть не успели, а солнце уже спряталось в море, жужжат проклятые кровопийцы. Дети прыгают в машину, а нам остается только нырнуть в море и сидеть там полчаса, пока все комары не уберутся восвояси, с восторгом замечаю, что море светится. Комары наконец-то разлетелись, зовем детей и долго забавляемся. Море полным полно мелких медузок, когда их в воде задеваешь, они вспыхивают голубым мягким светом. Такое чувство, что под водой вокруг меня то и дело загораются и гаснут маленькие фонарики. Читала про это явление, но за 10 лет вижу впервые. И опять долгая душная безветренная ночь.

Глава 8. Что такое не везет и как с этим бороться

29 июля - день девятнадцатый

Вот и наступил наш последний день на море. Хоть и не нравится мне Азовское море, все равно привычно залезаю в него на рассвете. Быстро закипает чай на нашей замечательной плиточке, завтракаем и едем в Ейск. Аквапарк открывается в 10, но в 9 00 мы уже стоим в очереди с билетами в руках, билеты за 3 недели подорожали на 50 рублей и стоят уже 500 р. Очередь все увеличивается и увеличивается, перед нами стоит семья, которая специально приехала из Глафировки, чтобы побывать в аквапарке.

Сзади нас стоит большое семейство, мать семейства потихоньку начинает возмущаться, неужели эти люди собаку в аквапарк ведут, да что это такое, да как можно собак в аквапарк пускать. Мне смешно, поворачиваюсь, успокойтесь женщина, в аквапарк идут наши дети, а не собака. Надулась тетка…
Вот и 10 00, открывается дверь, дети уходят радоваться жизни. Мы с Маратом поднимаемся на гору и снимаем сверху вид аквапарка, вот и наши девицы идут между пальмами, заняли два шезлонга в тенечке, едут с горок.

Пусть дети наслаждаются, пусть последний день отпуска им запомнится, не все же нам преодолевать препятствия. Едем гулять в парк Поддубного. Долго бродим по тенистым аллеям, посмотрели все аттракционы, в основном для детишек от 2 до 8. Наши дети уже большеваты для таких аттракционов, нам бы что поэкстремальнее… Нагулялись досыта.

Возвращаться в этот парк и гулять еще и с детьми не хочется. Уж лучше в море. Очень, очень жарко. Протянули кое-как 2 часа, решили вернуться в аквапарк, посмотреть, как дети катаются, еще поснимать немного. Ладно, потерпим скуку и жару, зато хоть дети оторвутся по полной. Подъехали к аквапарку, на горках пусто, странно, быстро что-то народ здесь накатался, очередей на горки нет, и не катается никто, неужели все сидят в бассейне?

Поднялись опять на гору, а навстречу нам идут наши дети. Неужели не понравилось? Понравилось… Но через 15 минут после начала сеанса отключили электричество, перестала течь вода, и горки закрыли. Оказывается проблемы с электричеством здесь частое явление, нам про это рассказала продавец кваса. Долго скандалили посетители аквапарка, чтобы им вернули деньги. Наши бедные дети в итоге 2 часа гуляли по солнцепеку, зажав тысячу в кулачке, и ждали нас. Что такое не везет и как с этим бороться! Сотовые у всех сели, позвонить они нам не смогли. Что ж, уж лучше в следующем году тогда сходим в аквапарк в Голубицкой. Прощай Ейск, долго тебе еще не стать городом-курортом.

Вернулись на Тортугу, опять набежали тучки. Вот и катится солнце к закату, позади наш последний день приключений на 3 морях – Азовском, Черном и на Таманском заливе. Позади Тузлинские ураганы, клещи и смерчи Касабаги, обрывы и пропасти Голубой бездны, злобные кровопийцы Соленого озера, волшебный свет Тортуги. Трепещут паруса нашего судна, пора нам отправляться в новое плавание за новыми впечатлениями, пора домой. Ужинаем, укладываем вещи, спать. Сверкают в небе молнии над Тортугой, гремит гром, шумит Азовское море…

Глава 9 Домой

29 июля - день двадцатый

Подъем в 3-00, старт в 3-20. Катимся-катимся, все ближе и ближе к дому. На улице утренняя прохлада, дороги пусты, 8-00 – вот и закончилась трасса М4 Дон, 13-00 за окнами мелькает Волгоград. Жарко, очень жарко на улице. Все термометры по дороге показывают 47 градусов жары. 16-00 Камышин, 19-00 – Саратов. Горят саратовские леса, висит пеленой дымка, подбираются огненные змейки к поселкам, стоят жители поселков цепочкой и колотят ветками по огню. Бегут им на подмогу люди с лопатами, мчаться навстречу пожарные машины. Слушаем новости по радио – полыхает Россия, кругом жара.

21.00 вот и наш привычный ночлег около Подлесного в Саратовской области. Ужинаем и быстро-быстро спать.

30 июля - день двадцать первый (последний)

Быстрый подъем в 3-00 и без завтрака вперед – дорога зовет нас. А еще очень хочется поскорее выбраться из жарких степей, поскорее вдохнуть сырой и прохладный воздух родных уральских лесов. Вот и Самарская область, и здесь пелена дыма, то здесь, то там видны его столбики. Жарко, очень жарко, обедаем в машине, без кондиционера просто невозможно. Вот и Татарстан, черные выжженные склоны и поля долго тянуться вдоль дороги, молча провожаю их взглядом, пусть скорее пойдут дожди. Что же ждет нас дома?

14-00 Уфа, все окончательно высохло в полях, но пожаров нет, по местному радио ругают местных чиновников, которые допустили, что в населенных пунктах людям нечего пить. Ох и лето у нас на дворе…

Ну вот и родная Челябинская область, пережидаем пробку в Симе и вперед – домой. Сухо в полях, сухо в горах, желтеют деревья, нет в горах туманов, нет в перелесках и грибов. О, Регентруда, проснись!

22-00, вот мы и дома! Распахиваем в квартире все окна, обнимаем кошку, включаем компьютер… Читай читатель про наши приключения…

Усталости нет, хочется еще и еще путешествовать, позади у нас 8 тысяч километров!

Послушные не открывают Америк!

Эге-гей, Тортуга, держись Касабага!

P.S.
Мурзика (Рено Логан) в нашей команде заменил Бродяга - новенький автомобиль Шкода Октавия А5. Ждем новых приключений!!!

А я старательно прорабатываю план приключений следующего года, теперь меня заинтересовали пустынные калмыцкие степи, город буддизма Элиста и Абхазия…

Моему Капитану от Штурмана.
С любовью.
Ты один способен подтвердить,
что каждое слово здесь – правда